История помнит, как в середине XIX века в больших российских городах
появилось народническое движение. Оно повлияло на возникновение
архитектурного направления, которое впоследствии было названо русским
стилем. Зодчие тех времён пытались воспроизвести в архитектурных
строениях черты, свойственные старорусским сооружениям.
В середине XIX века терема уже никто не строил, вместе с тем многие
пытались стилизировать современные здания исконно русскими элементами.
Новые тенденции в архитектуре привели к тому, что на вновь возведённых
общественных и жилых зданиях начали красоваться решетчатые узкие окошки,
оконные наличники, узорчатые колонны, двускатные крыши и другие
"проявления" русской архитектурной старины. К числу характерных и
наиболее ярких произведений архитектуры в русском стиле относится Храм
Христа Спасителя, московский Исторический музей, никитинская
"Погодинская изба".
Архитекторы, которые задумали воплотить в жизнь русский стиль, отнюдь
не отличались фантазийными идеями, их работа была построена на
исследованиях русского зодчества. Они организовывали экспедиции в
русскую глубинку для детального изучения старорусских срубов,
спроектированных в соответствии со всеми правилами древнерусского
строительства.
Изучению подвергались языческие обереги и другие элементы украшения
домов, такие как деревянные коньки, змеи, птицы, которые, как утверждает
языческая мифология, защищали дом и его обитателей. Древнерусские
зодчие неоднократно использовали растительный орнамент, применяя роспись
и традиционную рельефную или пропильную резьбу по дереву. Следует
отметить, что пропильной резьбой увлекался Лев Толстой, который украсил
резными узорами свой дом в Ясной Поляне.
Несмотря на то, что сегодня даже в российской глубинке можно редко встретить деревянные избы, напоминающие древние срубы, русский стиль
получил широкую популярность среди дачного и загородного элитного
строительства. В некоторых областях России можно увидеть целые дачные
посёлки со строениями в виде старинных русских изб.
|